Капризный эгоист
Капризный эгоист. Как решить задачу?
Дано:
- Ребенок в магазине
- Нытье: «Хочу!», «Купи!»
- Ваша усталость и растущее раздражение
Найти:
Как превратить ребенка-манипулятора в умеющего понимать чувства и потребности других людей.
Проблема решения этой типичной задачи в том, что в большинстве случаев мы вовсе не решаем ее. Либо сдаемся под натиском нудящего чада, поощряя подобные ситуации и дальше. Либо жестко стоим на своем, лишь изредка позволяя ребенку урвать с нас «хоть шерсти клок». Так капризы и эгоизм утверждаются в жизни ребенка.
Действие первое. Кому это надо?
Обычно вы сообщаете ребенку: «Мне нужно в магазин!». Поэтому нередко возле кассы можно услышать капризный детский голос: «Себе ты вон сколько всего купила — и макароны, и масло, и хлеб… а мне ничего не хочешь купить!»
А действительно, зачем мы идем в магазин, готовим ужин и делаем еще массу других дел? Нас же никто не принуждает. Просто мы хотим, чтобы наши близкие были довольны и счастливы. Вот об этом и расскажите ребенку. Спросите его, хотел бы и он сделать полезное дело для своих близких? Почему так приятно радовать других?
Так вы окажетесь в магазине с совершенно другим настроем.
Действие второе. Обман и деньги.
Вы когда-нибудь задумывались, почему так много людей не дружат с деньгами? Большинству мешают ограничивающие установки, полученные еще в детстве. «Нет денег!» — самый популярный аргумент в споре родителей и детей, выклянчивающих себе что-нибудь. Эта фраза, как аутотренинг, задает ребенку состояние, в котором он будет пребывать с деньгами и дальше.
Но есть еще один важный момент — сразу после утверждения об их отсутствии, вы достаете деньги из кошелька, чтобы расплатиться за покупки. Ребенок не знает всего хода ваших мыслей: «нет денег на ерунду, есть только на нужное», а видит, что можно сказать одно, а сделать другое. Так поступает мама, значит это правильно. Почему же мы потом удивляемся, что ребенок привирает?
Обсудите заранее, какая сумма выделена на текущие покупки, что купить необходимо, а то, что останется — «на сладенькое».
Действие третье. А что другим?
Так как мы уже вошли в магазин с желанием совершить приятное и полезное для наших близких, не теряйте этого настроя, а превратите выбор покупок в веселую игру:
- Эту большую морковку возьмем для папы, эту ровную и гладкую — для бабушки, а для тебя какую?
- А для меня?
- Давай еще, чтобы морковкам не было скучно, капусты возьмем?
- Несколько кочанов нам не надо, пусть у нас будет один общий — для всех! Выберем самый красивый, да?
Конечно, придется потратить больше времени и заставить работать фантазию, но зато произойдет нечто очень важное: ребенок будет учиться заботиться о ближних. «Какие макароны понравятся братику? Почему? А на что они похожи?», «Как ты считаешь, что здесь самое полезное? Что лучше есть на завтрак? Для чего нужны молочные продукты?», «Что из этих продуктов можно приготовить? Кому это больше всех понравится?».
Разворачивайте вектор внимания ребенка с «мне», «для меня» на интересы всех членов семьи. Если кто-то не вызывает желания позаботиться о нем — это очень важный сигнал, который нужно незамедлительно принять во внимание. Так что поход в магазин еще и семейная терапия.
Совершая покупки для всей семьи, не забудьте и про себя — «у мамы тоже есть свои интересы и предпочтения» и, конечно, что-то должно быть выбрано персонально для ребенка. Пусть это будет конкретное яблоко среди прочих или «свой» йогурт. Но это «личное» должно быть сбалансировано с «общественным». Тогда вместо эгоиста вырастет человек, умеющий заботится о близких, ценить и беречь семью.
На эту тему предлагаю вам посмотреть коротенькое видео «Сказка о Золотой рыбке»
Напишите в комментариях, что вы думаете о капризах ребенка.