Кнут или пряник
Воспитание: кнут или пряник?
Существующие традиции воспитания приучили нас обращать внимание главным образом на ошибки. Учитель в школе выделяет их красной ручкой, родители отмечают замечаниями.
Мозг человека устроен так, что мы видим то, на чем концентрируем взгляд. А сосредоточены мы на том, что получилось плохо, неудачно, неправильно. Мы привыкаем замечать ошибки, а к хорошему относиться, как к должному.
Так что же лучше в воспитании: кнут или пряник?
Мамы совершенно не умеют хвалить детей, кроме банального «молодец» им больше ничего не приходит в голову, да и успехов ребенка они почти не замечают. Зато беспорядок, шум, недочеты в учебе отмечаются сразу, ярко, словно подчеркивая жирной красной пастой.
Так и вырастают отличники, считающие себя дураками (ведь они делают столько ошибок!), красавицы, считающие себя дурнушками (кто-то помог им усомниться в своей привлекательности), неуверенные в себе, несчастные, не любящие сами себя люди. А ведь воспитатели хотели совсем другого!
В отношениях с супругом та же картина — сделал что-то — это норма, так и должно быть, и что об этом говорить? Не сделал — скандал, плохое не останется без внимания. В итоге мы и сами перестаем верить в то, что наши мужья и дети способны на что-то хорошее.
Что произойдет, если поступать наоборот: плохое оставлять без внимания, а на положительное реагировать эмоционально, сочно, искренне? Тогда наша жизнь наполнится восторгами и счастьем!
Вы никогда не задумывались, почему большинство в списке Форбс евреи? Эта нация обладает каким-то особенным интеллектом? Просто детей там принято воспитывать иначе. Существует даже такое понятие «еврейская мамочка». Любой, самый незначительный успех ребенка отмечается, как грандиозное достижение. Об этом непременно расскажут всем друзьям, родственникам, соседям и знакомым. А таланты будут восприняты, как гениальность.
Еврейская мать никогда не будет отчитывать ребенка, даже за существенный промах. Она может только сказать: «И как такой умный мальчик мог совершить такую глупость?». Так и вырастают еврейские дети, уверенные в своих особых способностях, добиваясь в жизни того, чего другие считают себя недостойными.
Как же быть тем, кто сам воспитывался больше кнутом, чем пряником? Что делать родителям, привыкшим постоянно делать замечания и критиковать своих детей? Как вырастить успешных и талантливых, если порой мама и папа сами не уверенны в своих способностях и в способностях своих детей?
Чтобы ребенок смог многого добиться в жизни нужно изменить свое отношение к его поступкам. Не давайте негативных оценок личности вашего ребенка: ты неаккуратный, невнимательный, рассеянный, не умеешь сосредоточиться. Лентяй, грязнуля, грубиян…
Высказываться можно только по поводу самого события, отделяя характер от явления: «ты всегда такой аккуратный, как же получилось, что все вещи валяются на полу?», «все отмечают, что ты очень умный, что произошло, почему же за контрольную плохая оценка?»
Ребенок должен быть уверен, что его ошибка — лишь досадная случайность, а он, безусловно, способен на самое лучшее.
Подмечайте все удачные достижения: ровный крючок в прописях, красиво написанное слово, убранные в шкаф вещи, желание все-таки разобраться в сложной задаче… Порой это бывает очень трудно, и мы, похвалив за одно, тут же указываем на другое — то, что нам не нравится. Иногда сложно даже найти повод для похвалы — видны только ошибки и недочеты. В таком случае бывает очень полезно вести дневник достижений, как свой, так и ребенка. Записывайте в тетрадь то, что было хорошо, удачно, пусть даже не получилось, но старался, учитесь замечать положительное.
Так, похвала в виде аванса, будет стимулировать желание соответствовать и стремиться к большим, уже реальным успехам!
Нашли для себя что-то интересное? Поделитесь с подругами: